Все учатся – только чему и как?

В период после Хануки, которая, как известно, связана и с образованием, хочу предложить читателям небольшую статью на эту тему. Я буду писать про школу, хотя в какой-то (меньшей) степени изложенное ниже относится и к другим частям образовательной системы.

Многие люди полагают, что основное назначение школы – научить детей чему-либо, передать им определённую совокупность знаний. Это не совсем так, и нужно знать это — хотя бы для того, чтобы помогать своему ребёнку и, по возможности, оберегать его и заодно себя от чрезмерных тревог и разочарований.  Коротко говоря, школа выполняет три основные функции и у неё, соответственно, есть три основные цели. Вот они. Первое – это воспитать лояльного члена общества, разделяющего ценности этого общества. Эта функция существует всегда, практически во всех обществах, как бы различны они ни были. Даже частные школы и индивидуальное обучение имеют ту же цель. Правда, под лояльностью здесь понимается разделение ценностей того локального сообщества или педагога, хозяина, которому принадлежит данная школа. Понятно, что и сами эти «общества» и система ценностей могут очень сильно различаться — в разных группах населения, в разные исторические эпохи, и т.д. Система ценностей и потребностей общества (а точнее – тех, кто реально руководит этим обществом или сообществом – большим или малым) будет диктовать и набор учебных предметов, и количество часов, и методы обучения и т.д. – всю систему образования. И здесь мы подходим ко второй цели системы образования – научить чему-то, то есть передать учащимся знания и умения, которые являются ценными в глазах данного сообщества (его элиты, руководства). Понятно, что и они очень сильно могут различаться в разных образовательных учреждениях и проч. Наконец, третье: образование важно не только само по себе, но и тем, что оно развивает и ориентирует человека к развитию и реализации в определённом направлении. Другими словами, если речь идёт, к примеру, о детях, то школа может развивать вашего ребёнка — его способности, разум, чувства, духовность и много что ещё.  С этой точки зрения категорически неправы, например, те родители, которые говорят: «А зачем моему сыну геометрия (литература, музыка и т.д.)? Я вон её в школе учил, учил, а в жизни мне ни разу ни теорема Пифагора, ни косинусы не пригодились». Не только в том дело, пригодятся они, или не пригодятся, а в том, что геометрия развивает в человеке те части психики и отделы мозга, которые связаны с мышлением, логикой, самодисциплиной, умением находить решение и думать, интуицией.  И ещё с многим другим. Поэтому так важна правильно и гармонично подобранная система предметов и их преподавания – потому что они могут и должны развивать человека. Или наоборот, не развивать, или развивать лишь определённые участки мозга и способности – такие, которые востребованы правящей в данном обществе (сообществе) элитой. Здесь мы видим связь с первой – социальной ролью системы образования: воспитать требуемого данной системой (подсистемой) члена общества.

Надеюсь, читатель уже уловил, что это имеет прямое отношение к нему? Даже если у него нет детей, внуков, родственников… Вы ведь тоже где-то учились?

Понятно, что например, преподавание истории сильно зависит от того, что «хозяин учебного заведения» хочет получить на выходе. И что при смене этого хозяина меняется содержание учебников. Или географии – например, в ПА, как писали, Израиля нет, а есть Палестина. Что прикажете делать с поколением арабов, которые вырастают на этих учебниках и становятся взрослыми? Кстати, это касается практически любых предметов – всё даст и даёт свои плоды. Даже безделье. Или неразбериха, некомпетентность в системе обучения. Если дети, к примеру, ходят в школу, но там их на деле почти ничему не учат, и они там, в основном, просто проводят (то есть разбазаривают) время своей жизни – значит, это кому-то нужно? Чтобы они не выросли слишком умными, образованными, развитыми, с самодисциплиной, и прочим. Чтобы были частью управляемой массы? Или просто жалко денег на этих (не своих!) детей..? Но вот что я хочу сказать: есть люди, которым НУЖНО, чтобы дети развивались. Чтобы были умными, способными, счастливыми, наконец. Даже конкурентоспособными, если это необходимо. Чтобы их не использовали — по крайней мере, из-за их плохого образования и развития. Знаете, кто эти люди? – Вы. Родители, родственники, друзья, или просто те, кому не безразлично то, что происходит в мире и вокруг. Кому не безразлично, что будет в мире после вас. Подумайте над этим.

Что же нам делать? – спросите Вы. — Надо стараться влиять на ситуацию. Пусть каждый делает то, что может. Как минимум, не смотря на усталость, интересуйтесь своими детьми. Что у них происходит в школе. Что происходит после неё? Что происходит с ними самими – как с личностями. Чем живут, о чём мечтают. Какие радости и трудности. Помогите им! Не надейтесь на других! Если не Вы, то кто же? И если не сейчас, то когда?      

Кстати, обратите внимание, дорогой читатель, что в обществе с невнятной системой ценностей будет неразбериха и в школьной программе – что и как преподавать, и проч. Это же касается и общества, которое не знает куда, в каком направлении двигаться, развиваться. И что имеется как тенденция обучать «по старинке» — авось что-нибудь получится, так и наоборот: «всё менять и улучшать» – программы, и т.д. Как правило, это связано не с приоритетами системы обучения, а с  политикой, экономикой, зарплатами, заказами и т.п.

И, наконец, вот ещё что. Считается, что ВСЕ люди талантливы по отношению к тому языку, на котором они начинали в детстве говорить. Это значит, что в русскоязычных семьях у всех детей есть ТАЛАНТ к русскому. Поэтому очень даже стоит им его изучать и развивать – и не только чтобы «не зарывать талант в землю». Дело в том, что невозможность реализовать свои таланты и способности может вообще влиять не лучшим образом на реализацию личности (и, соответственно, на её развитие и счастье). Так что требуйте организации обучения русскому языку для своих детей в школах – например, в кружках. Плюс – это повысит их конкурентное преимущество в жизни как у носителя двух языков. Да и вообще, знать, как минимум, два языка никогда не помешает.

Если найдёте нужным, давайте эту статью почитать своим друзьям.

 Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов.

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s