Концепция сокрытия Б-га

Концепция сокрытия Б-га и уменьшения этого сокрытия (т.е. раскрытия Б-жественного присутствия) состоит в том, что Б-г, сотворивший все, и осуществляющий творение мира каждый момент, сокрыл себя так, что в нашей (то есть физической и психологической) реальности Его присутствие и роль не только не очевидны, а практически почти полностью не ощутимы. Я хочу сказать этим то, что наши обычные органы чувств такие, как зрение, слух, обоняние и проч., а также мышление, чувства – эмоции и т.д. — сами по себе обычно присутствие Б-га не обнаруживают. А для обнаружения ( раскрытия) этого присутствия нужна работа интеллекта и внутреннего “я”. О некоторых доступных методах возможного уменьшения Его сокрытия для нас я кратко – объём газетной статьи иначе не позволяет – и хочу рассказать читателю.   Известно из традиции, что Б-г, лишенный любого несовершенства, один и единый, является источником всякого добра, в том числе и того, что мы считаем таковым. Таким образом, всякий раз, когда с нами происходит что-то хорошее, независимо от причины и природы этого хорошего, мы можем считать, что стали как — бы “поближе” к Б-гу, или Он стал ближе к нам в этот момент; что Б-г как бы “раскрылся” навстречу нам, уменьшая свое сокрытие. Это уменьшение сокрытия мы и воспринимаем как “добро” и “хорошее” в том или ином виде, например, как удачу, наслаждение, счастье и т. п. (Строго говоря, понятие “добро” более широко и включает в себя не только то, что мы рассматриваем и считаем таковым, но мы сейчас об этом здесь говорить не будем, так как объём статьи ограничен, а также потому, что она — статья — имеет «практическую» направленность).

Таким образом, если сокрытие Б-га уменьшилось, то именно поэтому, а точнее — именно это мы ощущаем как добро и связанное с этим наслаждение. Причем, разная природа причины, вызвавшей это наслаждение ( например, радость при получении хорошего известия, вкусная еда или питьё, или наслаждение, вызываемое интеллектуальным процессом при постижении чего-либо, чувство облегчения от неудобств, чувства удивления, восхищения, радость при встрече с близкими, и т.д.) — связана с различными аспектами Его воздействия на нас. Другими словами, различные типы наслаждения и радости связаны, соответствуют разным аспектам раскрытия нам Б-га (разным аспектам уменьшения Его сокрытия).

Суть данного метода состоит в осознании, представлении и размышлении о том, что сами ощущения наслаждения, счастья, удачи, добра и т. д., — есть уменьшение сокрытия, “приоткрытие” Б-га; подобно тому, как находясь в густом тумане, где ничего не видно, мы попали, встретились с областью, где туман реже. К сказанному надо добавить, что при этом Б-г как бы “раскрывается” навстречу нам, уменьшая свое сокрытие, и мы иногда даже можем начать как бы чувствовать Его рисутствие (и даже более того). В практическом же плане для духовной практики особенно важно и легко использовать то, что не оставляет нас равнодушными и, в частности, затрагивает сферу наших эмоций и чувств.

Примеры практического  применения (упражнения)

Почувствовав в действительности, или представив что-либо приятное, отвлечься от причины, которая вызвала это приятное ощущение или чувство, как бы забыть о ней, и думать о том, что данное чувство, переживание наслаждения, удовольствия есть частичное уменьшение сокрытия, то есть частичное раскрытие Б-га – для Вас. А вот другой способ: самим этим переживанием как бы молиться Б-гу, используя само это наше чувство вместо слов, обращаясь к Нему самим чувством. Третий вариант несколько отличается от первых двух: – не забывая и не отвлекаясь от первопричины чувства — эмоции, просто как бы поделиться своим переживанием с Б-гом, подобно тому, как мы делимся своими переживаниями с другом или с кем-то,  действительно близким нам (человеком), позволяя ему быть свидетелем и соучастником наших переживаний и разделять их  (и нас), и не таясь от него; слова могут быть здесь и не нужны – речь идёт о такой степени близости, когда понимание и близость происходят без слов. Впрочем, если естественным образом родились и вырвались слова, то это тоже хорошо.

В заключение добавлю, что «инициировать» чувство можно и специально. Например, можно вспомнить что-нибудь хорошее, или послушать любимую музыку, посмотреть нравящийся фильм – и во время или после этого делать описанные выше «упражнения». Которые, кстати, могут и помочь Вам  улучшить жизнь и яснее ощутить её смысл, воспрять духом…

    Половина успеха – в регулярности занятий.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).    

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s