Не рабы, рабы не мы!?

Дорогие читатели, все знают про египетское рабство нашего еврейского народа. Хотя, возможно, некоторые не в курсе ряда деталей. Например, про массовое убийство детей, запрещение супругам жить интимной жизнью и прочие «прелести». (Объём газетной статьи не позволяет много говорить об этом, и интересующихся я «отсылаю» к источникам: Торе, комментариям, Пасхальной агаде и проч.) Естественно, работа у них была всегда – в том смысле, что они обязаны были работать. Работать тяжело, и заставляли их работать жестоко. В этом – в тяжести подневольной работы, превращающей человека в некое подобие скота, животного; животного послушного, контролируемого, когда от усталости и угнетённости он уже ничего не может и не хочет, был один из основных мотивов и смыслов того рабства. Но так было не всегда. В первый, первоначальный период рабства всё было более-менее сносно, «как у людей». Евреи работали на фараона, так ведь и египтяне работали тоже. Причём, евреям даже платили больше, как сообщает ряд источников.

Теперь давайте немного пофантазируем. А что было бы, если бы египтяне и дальше сохранили период «цивилизованного» отношения к еврейским рабам? Ведь такое, в принципе, могло бы быть, ибо решение находилось в свободной воле фараонов и египтян. То есть не было бы мучений, издевательств, зверского принуждения к работе и т.д. А было бы только то, что евреи обязаны были бы трудиться, делать положенную норму (не чрезмерно обременительную) и получать зарплату, на которую могли бы жить… Правда, они всё равно были бы несвободны – обязаны работать, но наверняка допускалось менять место работы, по крайней мере, если была производственная необходимость. Или если хозяева были не против. Правда, прожить совсем без этой работы им было бы  трудно, может быть – даже невозможно, так как тем, кто бы не работал, хозяева вряд ли бы платили. А кушать-то и всё остальное надо… Что-то это напоминает, не правда ли? – Ну конечно, это «кто не работает, тот не ест». Так было при так называемом якобы социализме. Если же мы добавим сюда ещё немного свободы – тот, кто не хочет, может и не работать, то тогда это похоже уже на так называемый капитализм. Да и зачем силой заставлять работать, — сам человек придёт проситься, искать работу – надо жить, кормить себя, детей… И лишние работники тоже не нужны – платить приходится. Так что подневольное состояние раба по сути сохраняется, но поддерживается не грубой силой, в основном, а экономическими рычагами и социальным устройством общества. Конечно, для спокойствия «работников» и собственной совести, социального мира хозяева – если они цивилизованные люди — могут отделять что-то и неработающим: пенсии старикам, пособия детям, нужна какая-то медицина, необходимый для работы уровень образование и т.д. (Плюс – система образования должна воспитывать лояльность). Ничего не напоминает? Это уже и не про древние времена вроде…

Но ведь так вполне могло быть в Египте, если бы фараоны и их приспешники не «перегибали палку». Опять таки, евреи были отданы в руки египтян. Но последние отнюдь не обязаны были издеваться и относиться к ним с жестокостью. Это, так сказать, их личная инициатива (за что они впоследствии были наказаны). Улавливаете? Так ли уж сильно человек отличается от раба, если он вынужден работать на других? Кстати, в ТаНаХе неоднократно высказывается мысль, что зависеть от другого человека – плохо. А как быть? – трудиться, зависеть от Б-га и полагаться на Него. В частности, для этого после исхода из Египта семьям в Земле Израиля были даны наследственные земельные наделы. Чтобы люди могли в своём пропитании не зависеть от других людей. (Были и другие социальные формы помощи существования, в частности, для слабых слоёв общества — сирот, вдов, бедных, геров и т.д.). Предусматривалась и поддержка тех, кто занимался деятельностью, не связанной с производством, торговлей и земледелием – священнослужителей-левитов, учителей… Кстати, левиты даже в Египте не были рабами, так как тем, кто занимался духовной деятельностью (сюда относились  священнослужители), содержание выплачивало государство. Но всё это так, к слову. Меня же интересует в первую очередь то, что есть некоторые аспекты психологии и даже физического состояния раба, которые, как читатель уже, наверное, заметил, присущи многим и в современном обществе. (Оставим в стороне вопрос, как и кому это выгодно). Это, прежде всего, не ощущение себя хозяином своей собственной жизни. Да и жизни вообще. Отсюда следуют страх, неуверенность  — в себе, в своём сегодняшнем и завтрашнем дне, чувство зависимости от «сильных мира сего», ощущение, что нет полноты, реализации, и т.д. А также попытки имитировать и компенсировать их отсутствие внешней демонстрацией, противоположными качествами и прочим. Люди становятся как бы «туповатыми», духовно и эмоционально невосприимчивыми, их перестают тревожить беды и положение других («моя хата с краю», «надо жить и не высовываться», и т.д.), стремящимися к примитивным наслаждениям. Физически тоже они часто чувствуют неудовлетворённость – разного рода. Одновременно с этим  часто ощущают усталость и раздражительность, ощущение, что жизнь не складывается, «что-то не так».  Ими легко управлять и манипулировать, так как чем больше у человека психологических комплексов, тем больше «верёвочек», за которые его можно  дёргать. И – наконец, их совершенно не интересуют духовные идеи и понятия, вопросы смысла жизни. Не только из-за усталости и упадка сил после работы. Но также и потому, что это своеобразная форма психологической защиты от того, что их жизнь не достаточно полна, интересна и духовна. И в ней недостаёт смысла, цели. Как и вообще полноты красок, ощущений, радости и полёта. Выходов они не видят. Отсюда и многие негативные явления: от депрессий и алкоголизма до взаимной ненависти, роста преступности. Как же быть? Что делать? Проблема многоплановая, у неё и психологические, и исторические, и социальные, и духовные корни. (Помните, Тора говорит, что евреи не слушали Моше из-за «короткого духа и тяжёлой работы»?) Но, что важно, так это то, что тогда — после трудного переломного года люди всё же вышли из рабства и услышали Моше, услышали Б-га. Тора нам говорит, что нужно каждый день выходить из дома рабства. Из Египта на свободу, имея Б-га впереди себя. Это, в частности, значит, что каждый день нужно находить время и силы для чего-то духовного. (Я бы сказал – каждый день делать что-то настояшее. Как повседневное упражнение.) Не идти на поводу у самого себя – раба (той своей части), и у тех, кто по своему заблуждению хочет сделать нас таковыми.

«Если нет у меня «я» – «кто мне», и если я только для  себя – «что я», и если не сейчас, то когда?» — из дней древности говорит нам еврейский мудрец Гилель.

Если найдёте нужным, давайте эту статью почитать своим друзьям.

 Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).    

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s