Об искренности

Хотя все мы понимаем и интуитивно чувствуем, что искренность очень важна — в жизни, в общении, в отношениях с самим собой, в духовной практике и т.д., тем не менее, когда мы пытаемся определить, что же это такое, то оказывается, что не так-то просто это сделать. Мне лично кажется, что самым близким по смыслу определением искренности будет что-то вроде «поступать по совести», вложив в то, что ты делаешь (или говоришь, думаешь и проч.) самого себя целиком, всего себя. Однако здесь мы сталкиваемся с понятием «совесть», которому дать рациональное определение, пожалуй, ничуть не легче. Наверное, наиболее удачным определением русского слова «искренность» будут слова: «Всей душой своею и всем сердцем своим» — и подобные, или близкие им. Например, слова Торы из следующего отрывка: «И … станете Вы искать Б-га, Все-сильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей. В невзгодах твоих, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце … возвратишься ты к Б-гу, Все-сильному твоему, и будешь слушаться голоса Его» (из Дварим 4:29,30).

Чрезвычайно важным представляется здесь то (помимо разговора об искренности), что, по сути, «венцом» исполнения Торы и целью жизни человека в этом отрывке обозначается нахождение Б-га. Который, как известно из ТаНаХ, и как говорит нам разум, есть Истина (Эмэт), и все слова, которого – Истина. (Также и сама Тора назывется Эмэт).

Получается, что искренность и совесть связаны с Эмэт – Истиной, или Торой. Но это значит, что искренность и совесть – по крайней мере, в своём совершенном и очищенном от человеческих заблуждений, несовершенств характера и т.п. виде — это своего рода Тора внутри нас. Что не удивительно, ведь, по крайней мере, изначально, человек задуман его Творцом по Его образу и подобию и, в какой-то мере мы несем в себе Его качества и черты. Это значит, что в нас обязательно должна быть заложена Истина, Эмэт, и механизмы для связи с ней (Например, в сороковом псалме так и сказано, что Тора Все-вышнего «внутри меня» — см. Тегилим, 40:9).

Все это представляется и весьма логичным, если идти путем логики и рассуждения. И не очень странным.

Также сказано, что Он отвечает обращающимся к Нему в истине, истинным способом (буквально – бээмэт), то есть в Торе и через Тору. А это также значит – с использованием слов и языка Торы. И искренности. И ещё говорят и пишут наши мудрецы, что ответ Б-га зависит от Имени, с которым обращаются к Нему.

Тора говорит, что Б-га можно найти, если искать Его всем… сердцем и всей душой. Это означает с полной искренностью, самоотдачей. Но как добиться полной искренности? Как мы можем быть уверены, что искренни до конца? Ведь это означает, в том числе, и то, что нам удалось познать себя до конца. Но кто столь совершенен, что действительно знает себя до конца? И, если найдется такой человек – познавший в такой степени себя — то разве может он при этом быть отделенным от Б-га, который его сотворил и творит каждое мгновение; разве может не знать Его и не быть в контакте с Ним? Раз он познал себя «до конца»? Нет, такой человек не будет оторван, отделен от Б-га – он должен знать Его. Следовательно, Тора в приведенном выше отрывке из Дварим 4:29, 30 – раз там говорится, что человек, при определённых своих качествах, ещё только может найти Его —  говорит не о таком совершенном или близком к совершенству человеке, а о человеке более «обычном», который не стал ещё таким совершенным. Но тогда мы пришли к тому же, с чего начали – как стать полностью искренним – искать Б-га всей душой и сердцем. Казалось бы, круг замкнулся. Но мне кажется, что ответ находится в следующих за приведёнными выше словах Торы, а именно в словах из Дварим 4:31-37 о том, что … Го-сподь, Б-г твой милосерден; и что Он не оставит и не погубит тебя, и не забудет союза с отцами твоими, о котором клялся им. Слова же о милосердии Его в теме нашего разговора, мне кажется, можно понимать и так, что: «Хотя ты и не можешь быть полностью искренен в поисках Меня, ибо ты не совершенен, ты все равно найдешь Меня, при условии, что будешь изо всех сил стараться быть искренним в своих поисках. Найдешь, потому что Я милосерден. И, несмотря на твои ошибки, Я в этом процессе не погублю тебя и не оставлю, и не забуду мой союз с твоими отцами, о котором поклялся».

Как же можно начать этот процесс? Как постараться быть максимально искренним – настолько, насколько мы можем в данный момент? В каждый момент? Мне известно здесь два пути, два подхода. Первый – как бы более рациональный, естественный и очевидный. Второй – более возвышенный и тесно связанный с Именами Все-вышнего, заповедями, медитацией и молитвой. Хотя, на самом деле, оба они являются гранями одного и того же процесса, а именно – старания делать хорошее всей душою и сердцем, и всем, что у нас есть.

Первый (естественный) метод развития искренности состоит в том, чтобы человек старался быть максимально искренним всегда. Это не значит, что при этом он должен быть наивным. Скорее это, помимо всего прочего, означает как можно более правильно оценивать ситуацию и реагировать наилучшим, адекватным обстоятельствам и своей совести образом. Обстоятельства бывают внутренние и внешние. И обычно искренность начинается с искренности перед самим собой. Впрочем, к искренности мы можем побуждаться и кем-то извне: друзьями, фильмами, книгами, музыкой и т.д. Несомненно, что искренность содержит в себе элемент правдивости. Это так же верно, как и то, что правда, сама по себе, и, в частности, стремление всегда и везде говорить правду – не является искренностью. Мне кажется, что искренность представляет собой некую гармонию между правдой и добротой. Сама эта гармония и есть искренность. На практике для развития искренности можно, например, начать с правдивости перед собой и «разбавлять» её – правдивость добрым взглядом на мир и на самого себя. Но, если перед самим собой правдивость должна обычно превалировать над добротой, то в отношениях с другими доброта должна идти впереди, быть более важной. Собственно, сама практика и заключается в том, чтобы стараться быть наиболее искренним, максимально искренним в каждый момент, в данный момент – как с другими, так и перед самим собой; и когда ты один, – и когда нет – даже в толпе.

Постепенно это становится все более и более нормальным и привычным состоянием. Что касается второго (возвышенного) способа развития искренности, то он заключается в выполнении заповедей в состоянии искренности. Частным и очень эффективным примером этого является использование методов, опирающихся на содержание Имен Все-вышнего внутри естественных процессов. Особенно это относится к методам, где Имя как энергия, или в любом другом виде, идет прямо в наше «Я».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s