Подумаем, или помечтаем?

В прошлом номере, уважаемые читатели, Вашему вниманию был представлен материал относительно «подобного рабскому» состояния нашего современника. То, что это касается, во многом, тех, кто вынужден продавать своё время жизни для того, чтобы выжить, просто жить физически в нашем мире, то это более – менее очевидно. Не так очевидно, что эта проблема затрагивает также и тех, кто может жить не нуждаясь. Особенно если он способен обеспечивать средствами к существованию  кого-то другого, например, используя для этого своё богатство, влияние и т.д. — то есть «давая»  работу, определяя политику и прочее. Понятно,  что фактически он в той или иной степени может влиять на жизнь «простого человека». Вот в этом-то и кроется причина ответственности «богача» и вообще того, кто может влиять на жизнь других людей. В самом деле: как известно, человек голым – то есть без всего – приходит в этот мир. И скорее всего, что со временем он уйдёт из этого мира тоже — покинет этот мир. Причём, как и раньше — «голым»,  без всего, в том числе и без своего богатства, влияния и проч. То есть получается, что оно, богатство, власть и остальное были даны ему во временное пользование. Для чего? Ответ более – менее очевиден. Скорее всего, для того, чтобы сделать этот мир, в который он пришёл, лучше. Приблизить его к тому, каким бы хотел его видеть Б-г.  А поскольку в мире есть люди с меньшим влиянием, деньгами и т.д., то Б-г, наверное, хотел, чтобы этот человек правильно использовал свою власть, возможности и перераспределил богатство. Как? Да, наверное, так, чтобы люди могли реализовать свою лучшую и высшую человеческую природу, и не дать проявиться своим слабостям, негативным качествам, злому изнутри себя. Это как бы задание по перераспределению ресурсов. Ну, и как «богач» их перераспределяет? Кто как. Обратим внимание на то, что тяжёлые условия жизни и тяжёлый труд не только являются страданием сами по себе и приносят другие страдания, но они также делают человека плохо восприимчивым к вопросам духовным, к вопросам смысла жизни. Про это прямо говорит нам Тора, описывая духовную невосприимчивость еврейских рабов от их тяжёлой работы.  Так что тот, кто не так «распределяет» богатство, например, чрезмерно оставляя для себя, или разбазаривая, тратя не по назначению то, что он должен был бы правильно «разделить» между людьми, — выступает не только в роли источника и причины страданий, но и как ставящий людям преграду на пути духовном.  Как Вы думаете, что спросят у него там, куда он попадёт после жизни в этом мире?  — «На что ты потратил свою жизнь?» – этот вопрос, полагаю, возникнет наверняка. (Я сейчас рассуждаю чисто логически, потому что о чём ещё можно спросить человека по прибытии куда-либо? — «Кто ты и что сделал?») Ну и что, он, к примеру, расскажет?  Как построил себе несколько домов, яхту и загрузил работой по восемь часов в день такое-то количество человек? Причём, так, что они уставали на его работе и уже ничего не хотели не только в духовном отношении, но и от этой жизни? Что он заработал кучу денег? И т.д. Наверное, участь его в этом случае будет не очень завидная.

Поэтому правильный путь – это правильно распорядиться тем счастьем, богатством, и удачей, которые «выпали» тебе. Но как же быть? Ведь мир, общество сегодня устроено людьми определённым образом. Нельзя, например, вот так сразу взять и всем увеличить зарплату, или уменьшить рабочий день, скажем, часов до четырёх – чтобы люди не так уставали. Потому что, во-первых,  многие из них не знают, что делать с собой и освободившимся временем. И будут использовать его по-старому, а вовсе не на развитие, совершенствование, добрые дела и т.д.  То есть, надо людей научить, показать, напомнить им, что есть истинные приоритеты, ценности и цели в жизни, и т.д. А это требует перестройки всей системы образования, и не только её. (Вспомним, что в Египте евреев после их угнетения ждали Б-г и его посланец Моше).

Во-вторых, если предприниматель резко увеличит зарплату сотрудникам, или сократит рабочее время, то он рискует разориться и потерять бизнес – по крайней мере, это касается многих из них. А тогда и его работники окажутся без средств существования на улице.

В третьих, начнётся инфляция со всеми её прелестями – подорожание, социальная нестабильность и т.д.  Так что вопрос, поднятый нами, не такой простой, как мог бы показаться. Но не решать его тоже нельзя. Да и время как-то так подошло такое, что многие понимают, чувствуют, что цивилизация пришла к какому-то поворотному моменту, барьеру  –  что-то надо менять, а то «что-то будет»…

Я не являюсь специалистом в экономике. Поэтому то, что мне приходит в голову в связи с темой нашего разговора, вполне может оказаться и не работающим. А приходит в голову мне следующее. А почему бы не уменьшить (возможно, постепенно) рабочий день часов до четырёх, с одновременным сохранением и увеличением зарплаты тем, кто это время согласится посвятить обучению смыслу жизни, духовным вещам, как использовать своё время и т.д. На освободившиеся места на оставшиеся четыре часа принять других сотрудников (зарплата сохраняется на жизнеприемлемом уровне), которые также будут учиться, как использовать время своей жизни. Это решит и проблему безработицы. Конечно, подобный подход потребует гуманистической перестройки всего общества, или той его части, которая решится на подобный эксперимент. Бизнесы, чтобы не разориться, должны будут получать поддержку со стороны более обеспеченных бизнесменов и государства, должны быть изменены приоритеты жизни, система образования и т.д. Но средства должны найтись. Б-г даёт людям достаточно. Да и тратят люди порой огромные деньги на какую-то ерунду и вещи недостойные. Конечно, при этом богатые будут получать и иметь меньше, но зато им будет, что ответить на суде после жизни, и они не попадут в ад, или что-то подобное. Плюс – чистая совесть и реализация при жизни. В обществе же уменьшится расслоение между богатыми и бедными и социальная напряжённость. Причём, это будет только начало. Конечно, это всё не сразу, но… Плюс – можно распределять землю между людьми, природную ренту за полезные ископаемые и т.д. Всё дело в человеке – сможет ли он совладать со своей жадностью и плохим в себе, дать выразиться и реализовать доброе и хорошее… И не надо никаких революций.

Если найдёте нужным, давайте эту статью почитать своим друзьям.

 Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).    

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s