«Спасение утопающих во многом дело рук самих утопающих»

В прошлом номере газеты мы говорили о том, что получается, что у любого человека не два родителя, а три: папа, мама и создавший нас Б-г. И что отсюда обязательно следует, что пока мы не наладили контакта, то есть не можем общаться с Ним на ощутительном уровне – не ощущаем Его присутствия – то мы оказываемся в положении, похожим на положение сироты. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: типом миро- и самоощущения, «комплексами», а также искривлениями характера, присущими ребёнку без родителя. То есть с целым «букетом» психологических и прочих проблем. Представьте себе – поколениями закомплексованные отдельные люди (за небольшим исключением), народы, и человечество в целом. Неудивительно, что в течение истории «наломали дров»! Причём, скорее всего, человек забывает, что он духовное существо и «отключается» от ощущения духовного существования и ощущения присутствия Б-га уже после рождения. По крайней мере, многие. Тогда люди начинают жить – дышать, ходить и т.д. – функционировать – как те самые «дети, не чувствующие любви и поддержки родителя».

Одним из способов исправить и изменить это положение является начать жить так, как будто этого «забывания» духовного бытия и Б-га не происходит. Тогда происходит постепенное «вспоминание» того, кто мы, и каково истинное положение вещей. Конечно, для человека, который всю, или большую часть жизни вёл себя по иному, это – обычно – тоже нужно делать постепенно. Как правило, такой «возврат» происходит так, что мы лишь часть времени суток стараемся жить «духовными занятиями», а остальное время проводим в более «привычном» стиле жизни. Например, часть времени дня уделяем изучению Торы и духовным изысканиям. Я здесь хочу предложить читателю способ, основанный на наблюдении за дыханием как за духовным процессом. Сразу хочу предупредить тех читателей, у которых есть основания опасаться за своё здоровье в связи с этим – перед началом практики проконсультироваться с врачём. Хотя упражнения абсолютно не тяжёлые физически и, с этой стороны усилий практически не потребуют. Также не будет необходимости изменять естественный ритм, глубину дыхания, и т.д. А продолжительность может быть любая – от нескольких мгновений, до любой удобной Вам. Но сначала – несколько вводных слов. Дыхание представляет собой одну из наиболее удобных и подходящих систем тела для духовной практики. Это связано с рядом следующих факторов. Дыхание является источником жизненной энергии, доставляя в организм воздух, необходимый для химических и физических процессов, протекающих в теле (в первую очередь – доставляя кислород и удаляя углекислый газ). Прекращение дыхания в большинстве случаев опасно для жизни, поэтому существует естественная склонность обращать на него внимание за счет инстинкта самосохранения. Дыхание сравнительно легко поддается нашему контролю  (в первую очередь, его ритм). Дыхание — процесс постоянный, пока мы живы; поэтому мы можем использовать его в качестве “материала” для упражнений тогда, когда нам это удобно. Дыхание тесно связано с эмоциями и протеканием мыслительных процессов, также как и с состоянием тела. Как сообщает нам Тора, дыхание неким особым образом связывает нас с Б-гом и с нашей духовной природой, с душой (смотри, напр., Брешит 2:7). Кроме этого, одним из первых «занятий», которыми мы занялись, родившись – это дышать. В этом смысле, упомянутое выше забывание, тоже началось, в какой-то мере, с дыхания. Так что уместно и исправлять его тоже.

Примеры упражнений. Упражнение 1 Предварительное упражнение. Научиться

наблюдать за дыханием. Это можно делать различными способами: наблюдая за дыханием

“внутренним” взором, ощущая или слушая его, и т.д. Возможны и комбинации различных методов. Можно наблюдать за воздухом, движущемся в нас, а можно наблюдать и за дыхательными движениями самого тела — например, за движением живота или грудной клетки при дыхании. Поза здесь решающего значения не имеет, но

лучше, чтобы она была удобна для Вас. Упражнение 2 Начните наблюдать за дыханием. При этом, наблюдая, имейте в виду то, что каждое дыхание произносит Имя Б-га (или Его различные Имена) на своем “дыхательном” языке. У этого упражнения существуют различные варианты. Обычно за одно дыхание принимают цикл, состоящий из вдоха, задержки дыхания, выдоха и новой задержки. Приведенное выше упражнение можно выполнять, ориентируясь или только на вдохи, или только на выдохи или на вдохи и выдохи с

задержкой дыхания. Возможен также вариант, когда не одно полное дыхательное движение, состоящее из вдоха — задержки — выдоха — задержки, рассматривается как содержащее или произносящее Имя, а несколько или много дыхательных движений подряд. Похожим образом мы всю свою жизнь произносим одно длинное Имя Б-га от рождения до последнего момента. И наше дыхание обязательно должно содержать подобным же образом наше истинное имя (истинное имя нашего “я” – не обязательно наше теперешнее имя). Это составляет содержание следующего упражнения. Упражнение 3 Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно произносит наше настоящее (истинное ) имя. Упражнение 4 Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно содержит комбинации нашего привычного и настоящего ( истинного ) имени, а также Имена Б-га. Упражнение 5 Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно каким-то образом связывает нас с Б-гом. То, что эта связь существует следует уже из слов Торы о том, что Б-г «вдунул» в ноздри человека дыхание (см. Брейшит 20:7 ). Упражнение 6

Наблюдайте за дыханием, как за самостоятельным, не зависящим от Вас процессом: как бы как за неким существом, произносящим или Имя ( Имена ) Б-га, или молящимся Ему, или прославляющим Его, или просто общающимся с Ним на своем языке (языке дыхания). Вы лишь присутствуете при этом как некий третий. Обратите внимание, что Ваше дыхание ни на мгновение не прерывает свой контакт с Ним и всецело подчиняется Ему. Будьте свидетелем этого.

Несколько важных замечаний. Я рекомендую прекращать занятие или упражнение, если появляются какие-то неприятные ощущения или восприятия. Далее – не надо доводить себя до усталости — любого рода. Занятие должно быть приятным, или, по крайней мере, не неприятным и не требовать больших усилий. Заниматься не следует в местах с плохим запахом, плохим воздухом, а также там, где нельзя думать о Б-ге, Торе и святости. Если Вы делаете озвученное дыхание, то это можно только там, в таких помещениях, где можно молиться. По крайней мере, на первых порах я рекомендую стараться выделять для занятий такие место и время, где Вас никто не будет отвлекать и тревожить – хотя бы те минуты (или секунды!), что Вы занимаетесь.   Примечание. Дыхание на любом этапе и в любых упражнениях может «представляться» как чистое Имя или духовная энергия, если это естественно и легко получается. Многие из упражнений можно делать с озвученным дыханием. При этом возникающий звук и вибрацию можно рассматривать как естественные процессы, произносящие Имя (Имена) Б-га, общающиеся с Ним, славящие Его, выражающие нашу молитву и соединяющие нас с Ним. Это относится также и к речи, и к словам Торы.

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).    

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s