Поговорим откровенно

 Великая русская поэтесса Анна Ахматова как-то сказала удивительные слова: «Можно быть хорошим поэтом и писать плохие стихи». Помню, как поразила меня эта фраза, когда я впервые её прочитал. Я то, ещё со школы, думал, что поэзия это только стихосложение, и что если рифма хорошая, то и стихи должны быть хороши. И хотя я чувствовал, что это ещё не всё, что есть ещё что-то неуловимое и невыразимое в стихах, и в настоящих произведениях искусства, и что этого «что-то» в стихах (и проч.) хороших гораздо больше,  чем в «обычных», — но я полагал, что просто  в хорошее произведение автору больше удалось вложить свою душу, чем в стихи и произведение посредственные. Наконец, есть же и стихи в прозе, белый стих.

Столкнувшись со словами Ахматовой, я как бы пошёл вглубь. Вдумавшись и вчувствовавшись, я понял, кажется, что она имела в виду. Суть поэзии не исчерпывается и не выражается полностью её внешней, да и внутренней тоже, формой, в том числе и стихом. Эта суть – сама поэзия – всегда больше и глубже, чем то, чем и как её стараются выразить.

«Был в Париже до войны старый учёный аббат Анри Бремон, автор многотомной «Истории сентиментальной религиозной литературы Франции», открывающий новую, неведомую Францию, о существовании которой до него знали только специалисты… Он воскрешает богатейшую, разнообразнейшую литературу, полную углублённой мысли и красочной образности. Бремон известен теорией «чистой поэзии». Он находит, что глубокая суть поэзии – это неуловимая рассудком аксиома – «то», что остаётся после отсеивания и музыки строк, и образности, и смысла, но без чего – грош им цена… «Чистая поэзия» — это та неуловимая разница между строками произведения в том виде, как они вышли из под пера автора, и их смыслом.» (Из материала статьи Эммануила Райса о творчестве Мандельштамма, 1963). 

К чему я всё это пишу? В том числе, и к тому, что мы можем увидеть, почувствовать какие глубины скрываются и открываются пытливому и искреннему читателю даже в произведении, где автор – человек. Пусть, возможно, даже и прекраснейший, возвышенный и достойнейший во всех отношениях. (Допустим это хотя бы теоретически). Но – человек. У нас же есть тексты, которым не без основания приписывают Б-жественное происхождение, авторство, или, в определённом смысле, Б-жественное соучастие. Это Тора – письменная и устная. (Кстати, слово Тора на литературный русский  по смыслу наиболее уместно, по-моему, перевести как «Просвещение от Б-га»). Соответственно, и уровень совершенства тут невообразим и несопоставим.

Есть заповедь изучения Торы. Статус её такой, что она приравнивается к остальным заповедям, вместе взятым (кенегед кулам). Кроме этого, есть заповедь произнесения слов письменной Торы вслух. (Кстати, говоря на иврите, много слов которого взято из Торы, евреи, по крайней мере, если они это знают, не являются атеистами и признают её, Торы, Б-жественное происхождение, и хоть чуть – чуть боятся Б-га, – они эту заповедь уже, по-видимому, выполняют).

Будет очень правильно и полезно во многих отношениях, если человек возьмёт себе за правило хоть чуть – чуть, хоть понемногу, но заниматься Торой. Хоть минуту в день. Вполне возможно и правильно делать это дома (желательно осведомившись у компетентного человека, как это делать наилучшим образом). Если есть возможность, можно посещать какие-либо серьёзные занятия, или курсы. Многому сегодня можно учиться в Интернете. Если говорить о «практической пользе», то думаю, что многие люди будут ощущать изменения в своей жизни. Естественно, в лучшую сторону, если не делать каких-то глупостей. Полагаю, что для многих это ощутимое изменение качества жизни наступит примерно в течение месяцев двух от начала занятий, особенно если до этого человек Торой не занимался, и есть некая регулярность в занятиях. В первую очередь это касается мужчин, так как изучать Тору это «их» заповедь.

Я советую во время занятий, по возможности, помнить и иметь в виду, что самим занятием Торой, изучением, пониманием и т.д. — Вы связываетесь с Б-гом. Самим процессом и тем, что происходит. Если сложно это делать во время самого занятия, изучения – сделайте это после Вашего урока, независимо от его продолжительности. Посвятите этому несколько минут или секунд. Можно также сделать это перед уроком.

Хочу упомянуть о некоторых ошибочных мнениях, которые связаны с предметом нашего обсуждения. Первая ошибка это то, что некоторые думают, что Тора и её изучение – удел датиим, харедим – людей, ведущих сугубо религиозный образ жизни. Отнюдь нет, и никто Вам не мешает проводить своё изучение. Более того, Вам хорошо и нужно это делать независимо от Вашего отношения к так называемым религиозным или нерелигиозным секторам.

Вторая ошибка – думать, что если, например, у Вас есть трудности в понимании языка текстов, то и браться за это не стоит. Это не так, к тому же сейчас много действительно хороших и заслуживающих доверия переводов, в том числе и на русский. Плюс – возможности Интернета и т.д.

Третья ошибка – это вбрасываемая периодически идея о том, что к «религиозным» стоит относиться, если уж не плохо, то, по крайней мере, как-то с элементами недоверия и т.д.  Не желая много говорить на эту тему, отмечу лишь, что по меньшей мере глупо и неблагодарно плохо относиться к людям, которые трижды в день (а то и чаще) молятся за Ваше благополучие, здоровье и всяческие блага, а также за здоровье, благополучие и всё хорошее Вашей семьи и близких. Как, впрочем, и всего еврейского народа, а также, в конечном счёте, всего мира. Заметим, что помимо молитвы, эти люди делают это и другими путями и способами, в частности, своим изучением Торы. Если же есть какие-то социальные проблемы и вопросы (а они есть на сегодня в каждом обществе), то их разрешение совсем не обязательно требует разжигания ненависти и лжи. В конце концов, если у Вас вдруг есть чувство соперничества к религиозным – то соревнуйтесь с ними в делании добра и изучении Торы. Станьте мастером в этом, превзойдите их, и тогда все только выиграют от этой Вашей победы.

 

Автор статьи не может взять и не берёт на себя ответственность за выполнение или не выполнение кем – либо его печатных рекомендаций или советов. Вся ответственность за выполнение предложенных подходов и методов, а также за их любые последствия лежит на самих занимающихся. Статья не является источником религиозного закона (галахи).    

Арье Бродкин, Иерусалим, психолог, психотерапевт, профессор РАЕ, консультации (abrodkin.com и  страница: РАЕ Бродкин Л.М., тел. 0525924782)

Оставьте комментарий